ОТЛИЧИЕ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ОТ ЗАПАДНОЙ

В плане сопоставления с Западом великий историк Соловьев определил отличие Восточной Европы от Западной так: он предложил посмотреть на оба региона как бы с высоты птичьего полета.

Первое отличие: Западная Европа каменная, Восточная деревянная. Камень разделил Западную Европу на многие государства, разграничил многие народности, в камне свили свои гнезда западные мужи и оттуда владели мужиками, камень давал им независимость; но скоро и мужики огораживаются камнем и приобретают свободу, самостоятельность; все прочно, все определенно благодаря камню. Благодаря камню поднимаются рукотворные горы, громадные вековечные здания…

На великой восточной равнине нет камня, все ровно, нет разнообразия народностей, и потому одно небывалое по величине государство… Нет прочных жилищ, с которыми бы тяжело было расставаться, в которых бы обжились целыми поколениями; города состоят из кучи деревянных изб, первая искра и вместо них кучи пепла… построить новый дом ничего не стоит по дешевизне материала, отсюда с такой легкостью старинный русский человек покидал свой дом, свой родной город или село: уходил от татарина, от Литвы, уходил от тяжкой подати, от дурного воеводы или подьячего. Отсюда привычка к расходке в народонаселении и отсюда стремление правительства ловить, усаживать и прикреплять.

До 18 века почти все русские крестьяне жили в лесах — или поблизости от лесных зарослей. За исключением топора, почти все орудия производства были деревянными: сохи и сеялки, вся домашняя обстановка, кухонная утварь, амбарные принадлежности, телеги и, главное, изба — дом крестьянина был сделан из дерева. (Даже бежавшие в 16-17 веках на юг казаки в степи делали остов своего дома-хаты деревянным. Металлической была только печь. Крестьянин мог сложить, собрать свой дом, амбар, приусадебные строения сам, но сложить печь он приглашал специалиста — плохая работа печника грозила выживанию в суровых условиях. На печи готовили и спали.

Урожай на великой русской равнине до Уральского хребта и за ним был невелик. Голод был постоянным спутником русского человека, голодные годы. Эпидемии являлись постоянными спутниками русской истории. Особенно жестокими явились вспышки эпидемии бубонной чумы во второй половине 18 века и холеры в середине 19 века. Пожары в деревянных городах и селах России были, есть и еще долго будут заурядным явлением. Основной пищей был и есть тяжелый черный ржаной хлеб, а белый по сию пору считается роскошью. Простая каша основа рациона наряду со щами, простым капустным блюдом и блинами. Ягоды и грибы, яблоки и груши, рыба и дичь были дарами очень короткого лета. Жесткие правила православного поста требовали от русских христиан отказа от мяса примерно половину годичного срока. Долгий темный период зимы обещал только хлеб. Сам круговорот природы с ее коротким прекрасным летом и долгой неуходящей зимой приучил русских к ярко выраженному ментальному стереотипу: радость жизни коротка и быстротечна, а страдания естественное состояние.

Читайте также  Дом у озера: выбор редактора

Именно в это время в Западной Европе стали создаваться гигантские каменные соборы, потому что была сила, способная воздвигать подобные громады общественная сила, богатый многолюдный город, жители которого создавали в себе одно целое, привыкали к общему делу. Если западное общежитие заставило население найти формы совместного цивильного выживания, то в России зачатки городского самоуправления появились только во второй половине ХIХ в.

На огромной равнине между Балтикой и Черным морем жили племена самых разных этнических и языковых характеристик славяне, угро-финны, германский элемент, периодически вторгались кочевники степи. По замечанию Н. Бердяева, есть сходство меду географией природной и географией душевной. Все это делало и делает по сию пору окружающую жизнь в России опасной и незащищенной. В этом резкое отличие жизни русских от жизни на Западе.

Здесь кроется причина неукротимого фатализма русского народа, не верящего в гарантированный завтрашний день и считающего удачу редким исключением, а жестокую ежедневную обыденность правилом. В сугубо земледельческом обществе со слабым разделением труда, в тяжелых климатических условиях рождалась трагическая апатия к жизни и Богу.

Вторая (после фатализма) главная черта быта круговая порука желание ослабить удары судьбы за счет совместной работы, за счет коллективизма. Пьяное застолье также является фактором сплочения, поддержки коллективистского инстинкта. Равно как и средством уйти на время от монотонной жизни с ее неистребимыми заботами. Здесь зарождалось понимание того, что в одиночку земную юдоль не одолеешь. Зрел и становился национальной чертой коллективизм главная отличительная черта, многие века отличавшая русского человека от западного индивидуалиста. Тяжкие природно-климатические условия заставляли российского крестьянина в течение долгих столетий дорожить общиной как нормой социальной организации. Сам тип русской ментальности на протяжении весьма длительного периода истории отличался явным приматом общественного над частным… Эта способность признавать общее более важным, чем частное (отнюдь не отвергая последнее) имела громаднейшее значение в многострадальной истории русского народа… Наряду с такими производными качествами, как доброта, отзывчивость, готовность к самопожертвованию, долготерпение, трудолюбие, отчаянная храбрость и коллективизм, она на протяжении столетий составляла главную особенность русского менталитета и главную черту национального характера.

Читайте также  Образование на Кипре: от дошкольного до высшего

В мире нет более обширной равнины, чем Россия. Враги со всех сторон, а границы открыты, нет гор, которые бы окружали страну и защищали ее. Одно убежище — в лесах. У немцев, французов, англичан, итальянцев, испанцев, — горы, можно построить крепость на высоком неприступном месте, крепость каменную, камня много в горах; а у нас нет гор, камня мало, дома деревянные.

Существуют предположения, что русский характер, сформулированный Бисмарком (русские медленно запрягают, но быстро ездят) определяется длинной зимой и коротким летом. В средней полосе России крестьянин вынужден был много спать зимой и очень быстро, от зори до зори, работать летом, чтобы вырастить и собрать небогатый урожай.

Равнинный, степной характер нашей страны наложил свою печать и  на нашу историю.

Вспомним еще — отстояние от основных торговых и стратегических путей основных мировых цивилизаций. Царь Дарий вторгся в Скифию, чтоб потеряться в великой степи. Македонский ослабил порыв на самых дальних подходах. Римляне не рисковали подниматься по Днепру. Иудаистский прозелитизм остановился на Северном Кавказе. Воины ислама невероятный арабский порыв был заслонен Византией, которая не шла в глубь Евразии ввиду варварского натиска с Балкан.

И только во 2 половине первого тысячелетия новой эры натиск викингов достиг великой евразийской равнины.

Восточные славяне получили духовное наследие уходящей с исторической сцены Византии. Именно в то время, когда Византия теряет всякое влияние на формирующийся Запад, она оказывает влияние на южных славян, а затем на Русь, получившей от Византии пять даров: религию, законы, видение мира, искусство и письменность.

Второй период — иго кочевников, монголов, перерезавших живительную торговую нить между севером и югом Евразии. Двухсотлетнее насильственное отделение Руси от западных соседей. В Московской Руси чтоб бороться против татар, царская власть сама должна была стать единственной возвышенностью в стране и превратить в плоскость все то, что под нею; она поглотила отдельные княжества, превратила бояр в холопов; чтобы они не зазнавались, И.Грозный рубил им головы. Деспотизм стремился всех уравнять в общем ничтожестве рабства.

Читайте также  Как законно зарабатывать на сдаче зарубежного жилья в аренду

Западноевропейцы отправились восстанавливать торговые пути, огибая Африку и через Атлантику, а восточные славяне лишились притяжения оживленных торговых магистралей.

Третий период начался 300 лет назад великим посольством государя Петра в Запад.Европу. С тех пор определяющими обстоятельствами является то, что на Западе уже 200лет идет революция во всех сферах человеческого бытия, а Россия участвует в ней лишь частично. Пришло понимание того, насколько опасно отставание от Запада как мирового лидера.

Эти 300лет преисполнены жертвенными усилиями наших предков решить двуединую задачу: с одной стороны, сохранить свою самобытность и особенность, свой менталитет, духовное наследие и политическую свободу; с другой, открыть источники обновления, связанные с наукой, зарубеж. опытом.

500 лет продолжалось это восхождение, 500 лет никто в других частях Земли не смог воспроизвести подобную энергию. Попавшие в тень народы и царства пытались ее имитировать, но максимум, что им удалось, выделить из своей среды лучших и послать их на Запад.

Россия и сегодня стоит, как в старинных былинах, на перекрестке трех дорог. Идеалисты уже 10 лет говорят о возможности сближения Востока и Запада. В после

Горбачевской России это ожидание несколько померкло. Слишком явно обозначились геополитические, экономические, межцивилизационные рубежи.

Зато торговые пути сегодня  пересекаются в России.

Американская консалтинговая компания NAI Global изучила обеспеченность центральных районов европейских и американских мегаполисов торговыми площадями (2006 г.). Выяснилось, что по этому показателю центр Москвы на полкорпуса обскакал Лондон, Милан, Париж и Нью-Йорк! На тысячу жителей Центрального округа Москвы  эксперты насчитали 1100 квадратных метров торговых помещений, а в Лондоне — всего 1050 «квадратов».

Объяснение этому напрашивается само собой. В Москве платежеспособный спрос явно не падает. Центр притягивает желающих как продать, так и купить товары и услуги.

У кого сколько торговых площадей:

Город М2 на 1 тыс. чел.
Москва 1100
Лондон 1050
Милан 980
Нью-Йорк 810
Барселона 760
Париж 750
Мюнхен 690
Прага 570
Варшава 490

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.