После девальвации рубля в конце 2014 — начале 2015 годов русскоязычные покупатели стали покупать меньше недвижимости за границей. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведённого компанией «Транио» в конце 2015 года среди более 500 зарубежных агентств недвижимости. Большинство респондентов указало, что общее количество сделок с покупателями из стран бывшего СССР снизилось, однако доходные объекты, наоборот, стали пользоваться у них бóльшим спросом.
Общее количество сделок уменьшилось
Большинство респондентов (74 %) отметили, что после валютного кризиса количество сделок сократилось. Индекс интереса покупателей на диаграмме — это разница между числом ответивших «количество сделок увеличилось» и «количество сделок уменьшилось». Особенно низок этот индекс в Таиланде и Франции (все респонденты отметили уменьшение количества сделок), а также в Черногории, Болгарии и Турции (индекс −85 % или ещё ниже). Меньше всего отмечают сокращение количества сделок риелторы в Греции, Чехии и Венгрии (−25−30 %).
Результаты опроса коррелируют со статистикой запросов Google, отражающих интерес россиян к покупке зарубежных объектов. Судя по динамике поисковых запросов в Интернете, недвижимость стала менее востребованной во всех странах, кроме Великобритании (+1,2 %) и Венгрии (+0,3 %).
Вырос спрос на коммерческую недвижимость
Несмотря на общее снижение числа клиентов из России и других стран бывшего СССР, среди них стало больше тех, кто инвестирует в доходную недвижимость. В аналогичном опросе, проведённом «Транио» в 2013 году, больше половины респондентов (56 %) отмечали, что русскоязычных покупателей коммерческих объектов мало или нет вовсе, а в 2015 году такого мнения придерживаются лишь 27 % опрошенных агентов. При этом доля тех, кто считает, что русскоязычных инвесторов много, увеличилась с 44 до 73 %.
Количество риелторов, отметивших заметную или преобладающую долю русскоязычных покупателей коммерческой недвижимости, %
2013 | 2015 | |
---|---|---|
Все страны | 44 | 73 |
Великобритания | 67 | 80 |
Германия | 89 | 82 |
Испания | 37 | 65 |
Италия | 32 | 75 |
Франция | 00 | 50 |
В странах, которые традиционно популярны для инвестиций (например, в Великобритании и Германии), структура ответов мало изменилась. Спрос на коммерческую недвижимость больше вырос там, где раньше русскоязычные покупатели приобретали преимущественно курортное жилье для себя. Например, в Испании доля респондентов, отметивших, что такие инвесторы приобретают доходные объекты, выросла с 37 % в 2013 году до 65 % в 2015-м, в Италии — с 32 до 75 %. Во Франции в 2013 году ни один респондент не отметил, что русскоязычные инвесторы проявляют заметный интерес к коммерческой недвижимости, а в 2015 году этот вариант указали уже 50 % опрошенных. Помимо этого, согласно статистике запросов в Google, касающихся покупки зарубежной недвижимости, после девальвации рубля россияне стали интересоваться коммерческими объектами на 10 % чаще.
Смещение интереса в сторону доходной недвижимости объясняется тем, что в период нестабильности на родине инвесторы стремятся перевести средства за рубеж. По результатам опроса 2013 года, политическая и экономическая стабильность — важнейший фактор покупки объектов в Германии и Великобритании. И именно в этих странах больше всего риелторов, отметивших, что многие русскоязычные инвесторы приобретают коммерческую недвижимость.
•
Список популярных у русскоязычных покупателей стран до и после девальвации национальной валюты остаётся неизменным: анализ интернет-запросов показал, что самые востребованные рынки среди наших соотечественников — Испания, США и Болгария. Помимо этого, большинство респондентов (78 %) считают, что ожидания доходности инвесторов также не изменились. Примерно половина респондентов отмечает, что средняя стоимость приобретаемой недвижимости снизилась, и примерно столько же — что осталась прежней.
В целом, в условиях валютного кризиса русскоязычные покупатели стали реже приобретать жилье для себя и чаще инвестировать в доходную недвижимость. По прогнозам экспертов «Транио», до улучшения экономической ситуации в России тенденции сохранятся: аппетиты инвесторов будут оставаться умеренными, и количество сделок не будет расти.
***
«Транио» продолжит публиковать статьи на основании исследования, посвящённого инвестициям русскоязычных покупателей в жилую и коммерческую недвижимость за рубежом, в течение ноября и декабря 2015, а также представит полный текст исследования в январе 2016 года.
Юлия Кожевникова, «Транио»
Поделитесь статьей